00:50 

Kur0i
Смотреть уже можно, но лучше с некоторого расстояния, в детали не вникая, лучше даже боковым зрением...
Прочитала "Смерть в Венеции" Томаса Манна (спасибо каналу Культура XDD). И это на удивление короткая и "большая" книжка. Короткая по количеству страниц и времени в повествовании, но весьма объемная по наполнению. Это как-то неожиданно. Похожее ощущение было когда читала Питера Пена.
Она немного грустная. И даже не из-за сюжета, а из-за тех рассуждений, которые невольно примеряешь на себя. Там вообще сюжет существует, на мой взгляд, исключительно для выражения того бурлящего потока мыслей, которым живет каждый человек. И лично мне эти мысли понравились. Они какие-то последовательные "простые", взрослые чтоли.
В моем киношно-читальном мире сейчас сплошное про отношение взрослый-ребенок. Не физически, а именно внутренний взрослый и внутренний ребенок. Чем одно отличается от другого и как это стремно, когда по тем или иным причинам данные консистенции смешиваются. В Лесном царе о том что бывает когда взрослый применяет все свои знания и возможности на то чтобы оправдать и взрастить внутреннее дитя, в Хаусе - сплошное пособие по поведению/решениям/мотивам взрослого и ребенка, по стратегиям поведения и переходу из одного в другое, в Смерти в венеции - больше про то что такое быть взрослым, хорошим взрослым и устать. Везде, естественно, о внутренней структуре, а не возрасте. Ну и поведении как следствии этой внутренней структуры.
Смерть в Венеции (во всяком случае тот перевод что я читала) написана "прям как я люблю" :З Тонны ужатых мыслей в очень коротком повествовании с весма сложными витиеватыми предложениями. Где описания всяческих погод и обстановок идут скорее как продолжение мысленного монолога, а не чтобы создать атмосферность (хоть и создают ее). Терпеть не могу описалова с целью ввести читателя в суть дела.
В новелле идет последовательное описание "жизни взрослого" в отдельно взятом человеке. О том что такое быть взрослым. Какие это подразумевает поведение, решения, ответственность и отношение. А так же о том как взрослый ведет себя при столкновении с ребенком.
Понравилось что не ставится под какой-то вопрос чувство писателя к этому мальчику. Вообще ни под какой вопрос. Даже во внутреннем монологе. Потому что для взрослого человека тут нет никаких вопросов. И это взрослое отношение к себе и своим чувствам. Их принятие, рассмотрение и решение как подобает себя вести. Взрослый человек не вешает свои чувства на других с негласным "я вот тут принес, разбирайтесь". Тем более, не вешает этого на ребенка. Именно выражение чувств, взаимодействие. То, что происходит в голове отдельно взятого человека контролируется этим человеком и не имеет никакого отношения ни к кому, но взрослым человеком так или иначе рассматривается и в некотором роде контролируется и эта внутренняя кухня. А отсюда сам собой напрашивается вывод о том что взрослый может вынести свои чувства вовне только другому взрослому. Чтобы они стали точкой соприкосновения двух самодостаточных единиц (да, терпеть ненавижу эту ерунду о половинках, раз уж к слову пришлось). Взрослый выносящий чувства на ребенка автоматически может стать либо таким же ребенком (что ужасно, нет существа страшнее ребенка, обличенного опытом и возможностями взрослого - Лесной царь), либо родителем для ребенка.
Таким образом у героя в некотором роде нет выхода. Он переживает весь этот круговорот образов, эмоций, мыслей и вся сила заключенная в этом водовороте не может выйти никуда. Так как ситуация идеализирована, как чистый, кристаллизованный пример - автор закрывает единственно возможный выход, чтобы собственно, случился конец истории. Он закрывает Ашинбаху отъезд, исключение себя из ситуации, но оставляет Ашинбаха Взрослым. И он исчезает. Так как это единственный вариант в случае такого идеального умственного эксперимента.
Я воспринимаю всю структуру новеллы как идеализированную ситуацию мысленного эксперимента. Там есть непреклонные заданные исходные данные, не подверженные изменениям как в нормальной жизни. Идеализированные условия для этих значений. И идеализированный закономерный результат. Дано, решение, чтд. Смерть Ашинбаха я воспринимаю не как трагическую кончину персонажа от несчастной люби. Это исчезновение идеального Взрослого в поставленных идеальных услових для его исчезновения. Продолжение - будет смертью взрослого так или иначе, тут же оно обозначается и смертью персонажа заодно.
Вся эта нереальная, изящная и строгая конструкция кажется завораживающей в своей правильности.
А побочные мысли, выраженные этими прекрасными сложными предложениями я еще обязательно перечитаю.

@темы: bump, Жижнь, изба-читальня, откровения ежа Пафнутия

URL
Комментарии
2013-12-02 в 12:25 

pinestrobile
мизерабль
вот я тоже начала свою любовь к Томасу Манну с этой новеллы. Сейчас точу "Волшебную гору". Манны вообще любят тему взросления и отношений взрослый-ребенок. Хотя читать их большие вещи мне тяжко - сжатость поветвования такая же, а вот объем куда больше. Хотя все равно не такая мутотень, как Толстой и иже с ними.

   

Dog's nest

главная